Анонс, Положение, Результаты

Отчёт о
XIII-ом традиционном велопробеге,
посвященном Дню независимости России,
Дню г. Перми и п. Усть-Качка
Шоссе. Групповая гонка
Дистанция 31 км
12 июня 2010 года
Пермь - Усть-Качка

Организация и проведение гонки

12 июня 2010 года прошла традиционная гонка Пермь - Усть-Качка. Гонка это, или же велопробег - определить однозначно трудно. Скорее, это что-то смешанное. Официальный старт мероприятия - стадион «Юность» в Перми.

От стадиона до места так называемого технического старта около аэропорта Большое Савино велосипедисты едут следом за машиной сопровождения ДПС. Скорость на этом отрезке дистанции обычно бывает около 20 км/час. Эта часть мероприятия призвана положительно влиять на привлечение внимания широкой общественности к велосипедному спорту, позволяя всем желающим ощутить чувство локтя в толпе людей, перемещающихся на велосипедах. Завалы - неотъемлемая составляющая этого действа. Отметим, что для разминки желающих принять участие в розыгрыше призовых мест по итогам гонки эти 20 км велопробега не слишком пригодны - нет нормальной темповой работы. Поэтому многие гонщики приезжают непосредственно на место технического старта - размяться на станке или же просто покататься в желаемом темпе.

Насколько мы можем судить, организация этого гонко-пробега - дело хлопотное. Занимается организационными вопросами Пермская краевая федерация велосипедного спорта в лице президента (вице-президентов), ежегодно преодолевая определённые процедурные барьеры. Всем известно состояние дорожной инфраструктуры в нашей стране, что не облегчает проведение велогонок и иных веломероприятий в нашем крае в частности. Тем не менее, данное мероприятие ежегодно удаётся провести, хотя каждый раз проведение находится на грани срыва.

Предстартовые расклады

Так уж повелось, что победу на этой гонке обычно разыгрывают в спринтерской борьбе. Это определено рядом факторов - сопоставимым уровнем подготовки спортсменов, отсутствием команд, относительно равнинным профилем и непродолжительностью дистанции. Этот контекст позволял определить в число главных претендентов на высокие места известных в нашем крае (и за пределами края) спринтеров: Мартина Руэппа и Андрея Алпатова.

Неплохими представляются и спринтерские возможности Виталия Цаплина - в спринте с места в соревнованиях по вело-драг-рейсингу Виталий регулярно в призёрах, в прошлогодней гонке Пермь - Усть-Качка был первым из второй группы, а в юности весьма неплохо мог ехать на треке (в частности, спринт).

Конечно, при составлении прогнозов нельзя было не учитывать Сергея Подставленникова - хороший индивидуальный ход, объём выполненной в сезоне работы и соревновательная практика в кросс-кантри позволяют отнести Сергея к фаворитам практически любой краевой гонки. К минусам Сергея некоторые эксперты относят сравнительно нерезкий финишный рывок.

Игорь Валухов. Маэстро. Больше добавлять ничего не требуется - пропустивший прошлогоднюю гонку Игорь, как обычно, рассматривался всеми претендентами на победу как главный соперник.

К сожалению, незадолго до гонки приболел Константин Капустин. На недовосстановлении он проехал 2-й этап Кубка Пермского края по кросс-кантри, но не сумел окончательно оправиться от болезни.

Как и в любой гонке, до старта надежду на успешное выступление питали многие гонщики. По нашему мнению, претендентов на попадание в десятку лучших (по абсолютному результату) было около 20-25 человек. В общем и целом было понятно, что спокойной гонки не будет - мало заинтересованных привозить на финиш спринтеров. В кулуарах рассматривался вопрос о планируемой серьёзной работе главных персонажей. Правда, говорили об этом как бы шутя. Как потом оказалось, говорили с улыбкой, но не шутя.

Гонка

Натянули сразу, чтобы не создавать опасную ситуацию и охладить пыл слишком горячих участников. Слева в первом ряду стартовали Игорь Валухов и Сергей Подставленников, они же и повели группу. Ветер дул справа, с юго-запада, в результате гонщики пошли струной по разделительной полосе - мало желающих везти на себе конкурентов. Стартовый натяг оказался по зубам далеко не всем, малоопытные участники «поплыли», образовались зазоры между гонщиками. Более опытные гонщики, не попавшие в первую группу (кто из-за занятой на старте позиции, кто из-за собственной нерасторопности на старте), панике поддаваться не стали, а вместо этого сосредоточились на равномерной темповой работе, рассчитывая таким образом ликвидировать разрыв с группой лидеров. Вокруг таких спортсменов образовались три-четыре группы, ведущие преследование группы лидеров. Тем временем в первой группе прекратили работать - стартовая задача решена, уехали без падений и приключений. Нужно отметить, что слаженной работы вертушкой в первой группе не было - работу на стартовом отрезке в основном выполнили Сергей Подставленников и Игорь Валухов.

Километров через пять-семь несколько первых групп собрались в один довольно большой пелотон. Ехали спокойно, решая локальные задачи - кто-то пытался отдышаться и прийти в себя после стартовой нагрузки, кто-то искал оптимальную для атаки позицию в пелотоне.

Предстояло преодолевать первый тягун. Как обычно и бывает, перед ним пошла «раздача», причём и в этот раз на раздаче всё те же лица - Валухов и Подставленников. Раздавали в оптимальной точке наилучшим образом - прижавшись к обочине, не пуская соперников на удобную позицию на своём колесе. Струна гонщиков лопнула довольно быстро. В отрыв поехали Валухов, Подставленников, Алпатов. Из-под отваливающегося с четвёртого колеса Сергея Митюхляева лидеров пошли догонять Мартин Руэпп и Евгений Пасюков, которым удалось сесть в хвост образовавшегося отрыва.

Пелотон вновь разбросало на части - слишком уж тяжёл был тягун после того, как «накормили» в начале гонки. После тягуна сформировалось три основные группы, остальные гонщики пелотона искали резервы своих организмов, находясь в отвале.

В районе посёлка Протасы во втором из двух торчков в отрыв из первой группы поехал Сергей Подставленников - он ушёл под прикрытием Игоря Валухова, который немедленно прекратил работу в группе, сев в её хвост «полицейским».

Оказалось, что работать для ликвидации отрыва в первой группе некому, кроме Андрея - у Мартина не было сил (либо берёг их на финиш), Женя тоже не был готов к полноценной работе на таком уровне, Игоря же полностью устраивало развитие событий.

Пошла работа один на один. Впрочем, грузом за плечами Андрея висели ещё три спортсмена, которых он попробовал было стряхнуть, но Игорь Валухов действовал чётко - он привёз обратно к Андрею Мартина и Евгения.

Тем временем к первой группе приехала и вторая группа - там была более равномерно распределённая работа. Отметим завал в третьей группе недалеко от Усть-Качки. В частности, пострадал Игорь Лунегов.

Из нескольких одиноко или парами едущих гонщиков собралась и четвёртая группа. В ней финишировал Артем Гордеев, который был вынужден заменить колесо, потеряв несколько спиц - притёрся во второй группе к одному из соперников. В этой же группе финишировала сильнейшая среди женщин - Любовь Васелкова.

Победу в гонке праздновал Сергей Подставленников и команда Ювентаспорт.

Отметим большой вклад в победу партнёра Сергея - Игоря Валухова. Он продемонстрировал свой опыт, тактическую зрелость, силу духа. Сергей уехал потому, что сильнее своих основных соперников, а Игорь, подготовленный не хуже Сергея, не стал тянуть одеяло на себя. Теоретически он мог бы попробовать переложиться вперёд, но это было бы рискованно - можно за собой привезти и соперников. Поэтому он действовал по всем правилам велосипедного искусства, предпочитая верную победу Сергея менее надёжным раскладам.

Второе место разыграли спринтеры. Выиграл спринт швейцарец Мартин Руэпп, третьим в итоге финишировал Андрей Алпатов. По словам Андрея, в первом отрыве ему не хватало партнёра по тренировкам - Виталия Цаплина. Когда их группы объединились, было уже поздно «пить боржоми».

Прошедшая гонка - гонка командного взаимодействия. Быть может, она подтолкнёт гонщиков к объединению усилий, сделав будущие гонки ещё более интересными. Впрочем, Сергей добыл победу не только благодаря грамотной тактике, но и благодаря преимуществу в физической готовности.

Не всё сложилось так, как ожидали мы. От кого-то из гонщиков мы ожидали более сильных результатов, прежде всего от молодых участников в категории до 20 лет. Но по ходу гонки возникли проблемы у Артема Гордеева и Игоря Лунегова, не смог показать свой лучший ход дебютант гонки Павел Одушкин.

На этом фоне неплохим можно считать выступление ребят в категории до 16 и до 14 лет. Антон Петенев и Денис Лунегов приехали во второй группе (второй эта группа стала после слияния двух первых групп), Антон Грищенко, Андрей Юркин, Иван Сусликов и Владлена Марквирер приехали в пятой группе. Эти результаты не слишком впечатляют, если рассматривать подготовку велосипедистов во времена СССР, сравнивая с достижениями наших опытных гонщиков, но иного трудно ожидать при существующей системе работы с молодыми ребятами. Будем однако надеяться на лучшее, прилагая свои усилия для изменения существующей ситуации к лучшему.

Филипп Гниляк, Сергей Митюхляев
17.06.2010
О проекте | Контакты | Политика конфиденциальности